Статьи > НАШИ ИСТОРИИ > Жертвы “итальянского синдрома”
После двадцати лет супружеской жизни семью ивано-франковцев развела нелегальная подработка в Италии: жена оставила мужа, сын восстал против отца, глава разбитой семьи рискует оказаться еще и без крыши над головой.
Количество разводов в Ивано-Франковской области, как свидетельствует неумолимая статистика, начало возрастать в середине девяностых, и вот уже несколько последних лет подряд в области регистрируется свыше четырех тысяч разорванных браков ежегодно. Социологи, исследуя проблему разводов на Галичене, пришли к заключению: одной из главных причин того, что начали разбиваться семьи, стала так называемая четвертая волна трудовой миграции - массовая подработка галичан.
По данным неофициальной статистики, чаще всего супружеские отношения разрываются в семьях, в которых отважились податься на заграничные заработки женщины. Женскую работу уборщицы и прислуги легче всего найти в Италии - в этой стране, по данным итальянского генконсульства Украины, количество женщин среди украинских трудовых мигрантов составляет 92 процента.
Нелегальное положение, тяжелая робота, разрыв родственных связей, оторванность от родины, а вместе с тем финансовая независимость и переоценка бывших ценностей - все это очень часто приводит к возникновению у гастарбайтеров психологической зависимости от чужой страны, которая кормит и дает работу. Дома им тяжело адаптироваться, вернуться в семью, и они снова едут на заработки. Эту беду украинские психологи уже окрестили "итальянским синдромом". Жертвами этого социального недуга становятся тысячи жителей области...
Крах романтических иллюзий
...История этой ивано-франковской семьи, которую развела итальянская подработка, страшна своей типичностью. Более того, в супружеской жизни Олега и Ольги, будто в маленьком зеркальце, можно рассмотреть все те большие саморазрушительные изменения в украинском обществе, которые длятся в государстве уже второй десяток лет.
Они познакомились в романтически-революционные, "перестроичные" времена - в конце восьмидесятых. Он - ветеринар из известной в городе профессорской семьи, она - библиотекарь с пригородного села, но со столичным высшим образованием. Олег любил свою работу, считая ее такой же необходимой, как и сельское хозяйство, с удовольствием ездил по колхозным фермам и верил в пропагандированную в то время мощность советской экономики. Но, как истинный галичанский интеллигент, он надеялся на украинскую самодостаточность, мечтал о независимости и непременно ходил на неразрешенные митинги под запрещенными сине-желтыми флагами. Он также радовался из-за возможности слушать диссидентские речи и читать запрещенных авторов, книги которые выдавались во время горбачевской "перестройки" и попадали мизерным тиражом в библиотеки. На волне заинтересованности неизвестной раньше литературой у Олега и состоялось знакомство с библиотекарем Олей.
Когда они надумали жить вместе, оба были уже в зрелом возрасте: ему за тридцать, она - на четыре года младше. Из-за антисоветского нонконформизма, присущего галичанским "восьмидесятникам", Олег и Оля решили не регистрировать бракосочетание в сельсовете и жить не узаконенным еще тогда гражданским браком, без штампов в паспортах. На супружескую жизнь попросили благословения у священника, посетив монастырь в Доре.
В пригородном селе теща, которая в последнее время была одна, без мужа, который оставил семью, воспитывала Олю, дружески приняла зятя и еще в 1989 году прописала его в доме. Лишь через пять лет, перед рождением второго сына, Олег и Оля официально зарегистрировали брак. К тому времени они уже познали все неожиданные трудности первых лет украинской независимости: обесценение денег, продолжительные задержки заработной платы, развал экономики и недофинансирования бюджетной сферы. Система зооветеринарного снабжения, в которой работал Олег, разрушалась, как он и подозревал, не без участия тогдашнего руководства. Впереди виднелась безрадостная перспектива безработицы. Ольга на досадные изменения среагировала первой: оставила роботу в библиотеке и ходила постоянно торговать на базаре, куда уже протоптали тропу сотни бывших работников местных предприятий, приостановивших производство. К финансовому затруднению, которое переживала семья, добавилась родственная трагедия: обварившись кипятком, от ожогов умер младший, годовалый, сын Олега и Оли. Возможно, под влиянием этих всех обстоятельств с того времени для матери самым важным жизненным ориентиром стало материальное благополучие старшего сына, Дмитрия. И когда мальчик уже начал ходить в школу, Ольга неожиданно объявила о своем намерении поехать на заграничные заработки.
Движение в Европу
Исследователи четвертой волны трудовой миграции высказывают допущение, о том, что массовый выезд на заграничные заработки из Западной Украины именно женщин объясняется тем, что они традиционно больше сплочены вокруг церковных общин и общественных организаций. Но практика свидетельствует, что основным двигателем подработки стали новейшие галичанские базары середины 90-х. Здесь формировались новые общественные интересы и ценности, здесь приобретался новый опыт зарабатывания денег, испытывались новые методы обеспечения материального благосостояния, которое уже начали считать основным показателем благополучной семьи.
Поездки на оптовые рынки в Одессу и перепродажу турецкого товара на базаре позволяли перекупщикам со ста долларов "наварить" по меньшей мере 250. Но слухи о щедрых работодателях за границей, которые готовы платить за простую, но непрестижную в Европе работу по уходу за старыми и немощными, вызвали желание заработать сразу и много. В марте 1998 года шесть базарных торговок, среди которых была и Ольга, решили выехать в Италию и остаться там на нелегальной работе.
Олег по просьбе жены занял ее торговое место на базаре, присматривал маленького сына и больную тещу, которая после того, как сломала ногу, имела проблемы со здоровьем и часто была вынуждена ложиться в больницу. Те же исследователи проблем галичанских подработок утверждают, что выезд на заработки именно жены является сигналом о семейных неурядицах, вызванных возрастным или финансовым кризисом, и в таких случаях семьи в большей части распадаются. Дескать, тогда возникает угроза, что одинокий муж будет искать себе утешения в бутылке или в других женщинах. Могут появиться недоразумения с детьми, с которыми отцу не всегда удается найти общий язык из-за традиционной мужской замкнутости. Надо сказать, что в течение первых двух лет пребывания жены на заработках Олег успешно опровергал все эти тезисы собственным примером. Он, как говорят, не спился и не скурвился, продолжал работать и зарабатывать на жизнь, устроил сына в секцию плавания, где тот сразу начал показывать прекрасные результаты, мыл пол в палате больницы, где лежала больная теща, научился готовить котлеты и варить борщи. В назначенное время он вместе с сыном и тещей ходил к соседям, к которым звонила по телефону Оля из Неаполя. Она просила еще немножко потерпеть, говорила, что боится сейчас возвращаться, потому что здесь нелегалов депортируют, а она еще достаточно не заработала. Временами из Италии приходили посылки с одеждой и сладостями для сына. И так длились долгие два года.
Любовь к деньгам
Когда Оля вернулась, у нее проявились признаки того психического разлада, который теперь называют "итальянским синдромом". Она не могла найти себе место в обществе, которое выбросило ее сначала на базар, а потом - за границу. Идеалистические соображения Олеги о ценностях, которые являются выше материальных, уже не производили на нее впечатление. У Ольги уже были другие жизненные цели, она говорила о платном обучении для сына и о том, что достаточно оплачиваемой работы здесь не найдет. Чужая страна, из которой ее депортировали, продолжала крепко держать иммигрантку на привязи. В 2000-м году, изменив в ЗАГСе фамилию, Ольга снова поехала в Италию по туристической путевке и осталась там работать.
Второй отъезд Ольги стал началом окончательного разрыва супружеских отношений. Еще несколько лет острые углы такой семейной жизни как-то сглаживала ее мама. Но после смерти тещи Олег остался наедине со всеми домашними хлопотами и отсутствием любой поддержки и понимания. В телефонных разговорах с женой он говорил о сложном подростковом возрасте Дмитрия, которому нужно внимание обоих родителей. Но Ольга свою материнскую любовь проявляла только одним способом: присылая посылки с подарками для Димы. Во время коротких приездов домой выполняла все его прихоти в магазинах. У подростка появилось несколько мобилок, дорогой фотоаппарат, и не менее дорогой компьютер. Роль отца, как воспитателя без "пряника", была сведена на нет. По требованию жены Олег отказался от предложения отдать Дмитрия как перспективного спортсмена-плавца в школу олимпийского резерва в Броварах. Мальчик, так сказать, отбился от рук, начал относиться к отцу как к неудачнику, не способному обеспечить семью, и начал выявлять откровенную враждебность к нему.
"В последнее время, когда она приезжала в село на несколько недель, она все время проводила только с сыном, говорили о чем-то своем, меня они полностью игнорировали, - бормотал в разговоре с репортером мужчина. - А потом я услышал, как ей звонит какой-то мужчина из Италии, и по тому, как она щебетала по телефону, понял, что у нее кто-то там есть".
Разрыв
Подозрения Олега о том, что жена окончательно решила порвать с ним отношения, подтвердились в прошлом году, когда во время своего приезда на Ивано-Франковщину Ольга подала заявление в суд о разводе. Вопреки протестам мужчины, суд весной этого года вынес решение о расторжении брака.
Но на этом несчастья Олега не закончились. Через полгода в суд поступило еще одно исковое заявление - от отца Ольги, который последние двадцать лет не жил с семьей и даже не присутствовал на похоронах жены, о выселении из дома бывшего зятя. "Я испытываю ощущение, что меня просто использовали, - говорил в разговоре с журналистом Олег. - Дождавшись совершеннолетия сына, она разорвала брак и хочет лишить меня жилья. Но я похоронил в этом доме сына и человека, которого называл мамой. Уйду отсюда только туда, где они, - на кладбище".
Недавно Ивано-Франковский городской суд отказал в удовлетворении иска об устранении препятствий в осуществленные права собственности и выселению. Но, как стало известно, это решение теперь оспаривается адвокатом мигрантки в Апелляционном суде. "За деньги я в этой стране все сделаю", - припоминает мужчина слова Ольги, сказанные ему в последнем разговоре. И с тревогой ожидает вызова в суд.
НАШИ ИСТОРИИ | 31.07.2012 | Автор: miaitalia.info | Просмотров: 2541 | Комментариев: 7
Комментарии к публикации (7):
Комментирует: statania
Группа: Новичок клуба
01.08.2012 в 09:38:36
Сообщений: 3
В первую очередь это мы есть жертвы итальянского синдрома -женщины работающие в домах с больными людьми.Но почему то не пишут о хороших фактах,где жена работала в Италии 5 лет .За заработаные деньги куплена машина и муж имеет возможность заниматься частным извозом.Для детей куплена квартира-дочь вышла замуж и может жить отдельно.А сколько оплаченых мест для учебы в институтах,коледжах.Это закон жизни-если нет работы в своей стране утечка рабочей силы в страны более развитые экономически.
Комментирует: Наталья
Группа: Постоялец клуба
01.08.2012 в 11:36:54
Сообщений: 22
Разные истории бывают, кто то ценит мамин труд, а кто то не очень. Я один раз ехала в автобусе и услышала телефонный разговор с сыном нашей соотечественницы. Цитирую: Сережа, ведь я тебе в том месяце высылала 500 евро и ты у меня опять просиш, ты когда на работу устроишся? Зачем я тебя учила в дорогом университете? Пойди хоть на биржу труда встань, может там что-то предложат. По мимо этого еще и любовницу завел и не стыдно тебе, у тебя же двое маленьких детей, но ты за это не переживаеш, ты знаеш, что в Италии у тебя есть мама и она тебе финансово поможет, так зачем работать. В общем, дискуссия была очень долгой, было сказано много. А потом эта женщина говорит: ты мне хоть раз спасибо сказал? Просто, спасибо мам, так от тебя и такого не дождешся. Ты думаеш, что мне здесь деньги с неба падают и очень легко даются? Ладно, пиши номер перевода, получиш 100 евро, но это в последний раз, ты слышиш, в последний раз. Все, пока, деткам и жене привет, целую. Услышав все это мне как-то стало грустно. Но есть и много позитивных историй. Желаю всем удачи и побольше позитивных моментов.
Комментирует: o.suminowa@yand
Группа: Новичок клуба
01.08.2012 в 15:49:11
Сообщений: 6
грустно!? Это катастрофа! Мы теряем своих детей ,и морально,и физически.
Комментирует: Наталья
Группа: Постоялец клуба
08.08.2012 в 11:56:07
Сообщений: 22
Катастрофа не то слово ))))
Комментирует: serg
Группа: Новичок клуба
13.08.2012 в 16:00:15
Сообщений: 5
Все, что зарабатывают, все отсылают своим детям, а сами живут в квартире по 10 человек, где очередь в туалет как в мавзолей, и бегают по уборкам целый день в поту и в мыле. А где-то потратиться на себя, ты что, мне же сыну надо выслать, он машину хочет себе купить. А потом оглянутся и годы прошли и родина уже не та и кому я вобще нужна)))))
Комментирует: o.suminowa@yand
Группа: Новичок клуба
16.08.2012 в 17:49:14
Сообщений: 6
я думаю такие женщины и на родине забывали про себя.
Оставлять свои комментарии могут только зарегистрированные пользователи!
РЕГИСТРАЦИЯ занимает всего 1 минуту и введена с целью облегчить и ускорить работу пользователей.
Зарегистрировавшись на сайте, Вы получаете массу преимуществ:
1. Вам не нужно будет каждый раз писать свое имя при комментировании публикаций.
2. Уведомление об ответе в разделе Юридическая консультация прийдет на Ваш E-mail.
3. Вы сможете подписаться на любимые темы и следить за их развитием.
4. Вы сможете участвовать в конкурсах и получать призы.
5. Вы сможете переписываться с другими участниками сайта.
6. Вы получите доступ к закрытым ресурсам сайта.
И многое другое. Станьте участником нашего клуба, нажимайте РЕГИСТРАЦИЯ.
Комментирует: elena_italy
Группа: Заслуженный писатель клуба
31.07.2012 в 16:52:43
Сообщений: 88
Правдивая жизненная история, а кто в ней виноват? Ну конечно же наше "глубокоуважаемое и любимое" ГOCУДАРСТВО. Да, именно оно, а потом можно винить кого угодно, мужа, жену и тд и тп.